В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по "благоустремлению верховной власти" могла быть назначена премия по старости. В случае смерти офицера его вдове или сиротам также предусматривалось содержание, и это содержание было безусловным и обязательным к выплате для всех иждивенцев или членов семьи, имевших доход меньше того, что приносил погибший кормилец.
В XIX в. в Российской империи был проделан значительный объем работы по созданию полноценной военно-пенсионной нормативной базы, установлено "погодное увеличение размеров пенсий».
Однако, в связи с политическими событиями 1917г. все законодательство Российской империи было отменено.
Современный этап развития военного пенсионного обеспечения стал складываться с изданием Декрета СНК РСФСР от 28 января 1918 г. «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии на добровольческих началах». Первым актом военно-пенсионного законодательства советской власти стал принятый СНК РСФСР Декрет от 7 августа 1918 г. "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств", гарантировавший назначение и выплату пенсий солдатам, лишившимся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы. В нем также гарантировалось получение пенсий для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне.
Действие данного Декрета было распространено на все категории солдат и матросов армии и флота. Назначение пенсий указанным лицам и их семьям производили комиссии при местных отделах социального обеспечения.
Спустя несколько лет были приняты Постановления СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов» и от 9 декабря 1921г. «О социальном обеспечении членов семей трудящихся и военнослужащих в случае потери кормильца». В соответствии с данными актами право на пенсию по инвалидности наряду с рабочими и служащими (в случае наступления у них инвалидности) имели все военнослужащие.
В 1936 году право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности и старости было закреплено в Конституции СССР.
Со середины 1940г. принято было ряд постановлений СНК по военнослужащим, которые просуществовали до 1942г.
В связи с начавшейся Великой Отечественной войной существенно возросло число лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по линии Наркомата обороны СССР (главным образом, по инвалидности и в связи с потерей кормильца). Потребовалась коренная реформа военно-пенсионных органов и организации пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей.
В целом данная система военно-пенсионного обеспечения сохранилась до сегодняшних дней.
В настоящее время пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Таким образом, зарождение и развитие отечественного законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей, позволяет прийти к выводу о том, что в государственной политике России изначально отдавался приоритет государственному пенсионному обеспечению именно военнослужащих в сравнении с иными категориями государственных служащих.
Рабочие же, вплоть до конца XIX века, пенсиями не обеспечивались.
Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, сложилась в России только во второй половине XIX века.
Пенсионные реформы 1956 и 1964г.г.,проводимые в послевоенный период привели общество к относительной стабильности.
Однако в назначении пенсий существовал чрезвычайный разнобой. Например, гражданам, имевшим особые заслуги перед Советским государством, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения (мужчинам по достижении 55, а женщинам – 50 лет).
Кроме того, действовавшие правила содержали множество ограничений, которые нередко вообще лишали отдельные категории рабочих и служащих права на государственное обеспечение по возрасту.
Поэтому изменений в пенсионном законодательстве ждала вся страна.
Работа по подготовке нового пенсионного законодательства началась в 1954г. Основные задачи пенсионной реформы формулировались так:
- упорядочить государственное пенсионное обеспечение трудящихся;
- повысить низкие размеры пенсий;
- устранить излишества и упростить законодательство.
В целом законопроект не избавлял пенсионную систему от присущих ей недостатков, но зато вводил новую правовую норму. Так, ст.22 предусматривала: «Установить, что наряду с дальнейшем повышением государственного обеспечения рабочих и служащих пенсиями по старости и по инвалидности создается при помощи государства фонд личных сбережений рабочих и служащих, который не входит в состав фонда государственного социального страхования и социального обеспечения. Он образуется путем ежемесячных отчислений одного процента заработной платы рабочего и служащего с добавлением к ним за счет государства одной десятой суммы, внесенной рабочим и служащим. Средства, образовавшиеся в этом фонде, выдаются рабочим и служащим по достижении или престарелого возраста, или в случае инвалидности независимо от размера пенсии. В случае смерти рабочего или служащего эти средства в полной сумме выдаются его семье».
Таким образом законопроект предлагал новую модель пенсионной системы, основанную на сочетании вкладов не только государства, но и самих работников в финансовое оформление системы пенсионных выплат. Он должен был вступить в силу с 1 июля 1955г., однако этого не случилось.
Летом 1955г. разработкой пенсионного законодательства занялся вновь учрежденный Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. С 1 октября 1956г. вступил в силу новый закон, принятый Верховным Советом СССР.
Этот нормативный акт не только значительно упростил пенсионное законодательство, но и заметно повысил уровень пенсионного обеспечения. Но основным недостатком этого пенсионного законодательства являлось то, что оно не распространялось на колхозное крестьянство. Лишь с 1 января 1965г. благодаря закону «О пенсиях и пособиях членам колхозов» началось постепенное улучшение материального положения нетрудоспособных колхозников и колхозниц.
В соответствии с новым законом женщины начали получать пенсию в 6о лет, мужчины - в 65. Это дискриминирующее (по сравнению с рабочими и служащими) положение длилось до 1 января 1968г. И с этого периода по настоящее время пенсионный возраст для женщин составляет 55 лет, для мужчин – 60. Принятое в это время пенсионное законодательство было доступным и доходчивым для населения, конкретные нормы закона давали прямой ответ на вопросы о праве на пенсию и ее размере.
Профсоюзные органы брали на себя обязанность по оформлению пенсии по старости, тем самым избавляя граждан от бюрократических формальностей. Поскольку все права граждан на получение тех или иных видов пенсий были юридически закреплены, они реализовывались автоматически.
Все это делало нашу модель пенсионного обеспечения одной из самых доступных в мире.
Необходимо отметить одну важную особенность, что уже тогда, в период предреволюционного экономического подъема, российское общество пыталось найти и другие механизмы пенсионного обеспечения, которые сегодня можно отнести к категории добровольного пенсионного страхования.
В настоящее время при профсоюзных комитетах созданы комиссии по пенсионным вопросам.
Подготовлен
по материалам научно –популярного
исторического журнала «Живая история. Нет ничего современнее истории»
правовым инспектором труда
отдела правозащитной работы Союза «ФОПКО» А. Евглевской