В Курской области продлили режим повышенной готовности в связи с пандемией

Он действует до 10 августа

КУРСК, 31 июля. /ТАСС/. Режим повышенной готовности, предусматривающий ряд ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса, продлили в Курской области до 10 августа. Об этом сообщила в пятницу пресс-служба администрации региона на своих страницах в соцсетях.

"Внесены изменения в распоряжение губернатора Курской области "О введении режима повышенной готовности". В новой версии документа обозначено, что ранее введенные ограничения в связи с пандемией коронавируса сохраняются до 10 августа", - говорится в сообщении.

С 10 августа, как отметили в пресс-службе, сотрудники администрации Курской области возобновят личный прием жителей региона.

Прием граждан будет вестись с соблюдением социальной дистанции и масочного режима и по предварительной записи, тел.: 70-11-71.

Линия работает с 10:00 до 17:00 с понедельника по пятницу (перерыв с 13:00 до 14:00).

Соответствующее постановление подписано губернатором Курской области и опубликовано на сайте администрации региона.

С середины июля в Курской области сняли ограничение на работу детских садов, кинотеатров, небольших кафе и ресторанов, музеев, ряд медучреждений возобновил плановый прием пациентов, с 3 августа полноценную работу возобновят многофункциональные центры. Закрытыми для посещения остаются ночные клубы и фудкорты, действует запрет на проведение массовых культурных мероприятий.

Прокуратура Курской области

Возможно ли увольнение работника в выходной день?

Отвечает помощник прокурора Беловского района Валентина Еремина: Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы.

Если последний день срока трудового договора приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК РФ).

В случае если трудовой договор прекращается с работником, которому установлен сменный режим рабочего времени, то датой прекращения трудового договора является дата последнего рабочего дня, в том числе выпадающая на выходной или нерабочий праздничный день.

В силу ст. 84.1 ТК РФ работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или представить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя в день прекращения трудового договора и произвести с ним окончательный расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.

Новости для специалиста по кадрам

(Информация предоставлена «Консультант-Право»)

Работодатель может объявить простой во время сокращения штата

Работников уведомили о предстоящем сокращении и ознакомили с приказом о простое. Они сочли свои права нарушенными и обратились в суд.

Первая инстанция встала на сторону сотрудников. Простой объявлен не для того, чтобы в дальнейшем предоставить сотрудникам работу. Он обусловлен организационно-штатными мероприятиями.

Апелляция поддержала работодателя. Не запрещено объявлять простой в период сокращения. У организации прекратились поставки по договору с единственным покупателем, основную функцию она не выполняла. Из-за этого она не могла обеспечить сотрудников работой. Значит, основания для объявления простоя были.

К подобному выводу суды приходили и ранее, например Ростовский областной суд.

Документ:      Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.02.2020 по делу № 33-2011/2020

Верховный суд: когда увольнение сотрудника за прогул в день рождения нельзя признать законным

Организация проверила данные журнала отсутствия и выяснила, что сотрудник несколько дней уходил ранее окончания рабочего дня. Его уволили за прогул.

Первая инстанция отменила увольнение, но апелляция определила: сотрудника не было на месте более 4 часов подряд в его день рождения. Она отклонила довод работника о том, что на предприятии сложилась практика уходить в праздник раньше положенного времени. В ПВТР и локальных нормативных актах такой возможности предусмотрено не было. В итоге апелляция признала увольнение законным.

Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение. Важно установить, мог ли руководитель отпускать подчиненных с работы в их день рождения. Суду предстоит выяснить следующие обстоятельства:

Документ:      Определение ВС РФ от 13.07.2020 № 16-КГ20-5

ВС РФ восстановил срок подачи иска сотруднику, который долго ждал обещанного работодателем

Сотрудника убедили уволиться по собственному желанию. Организация пообещала принять его на временную должность, а потом вернуть на прежнюю с теми же условиями. Работник согласился, но компания обещание не выполнила. Вместо этого стороны несколько раз перезаключали срочные трудовые договоры с понижением зарплаты. Сотрудник обратился в суд, чтобы оспорить первоначальное увольнение.

Суды первой и апелляционной инстанции не стали рассматривать иск из-за пропуска срока. Со дня перехода с бессрочного трудового договора на срочный прошло более месяца.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что срок пропущен по уважительным причинам. Сотрудник ждал, пока организация выполнит обещание и вернет прежние условия труда. Он зависел от работодателя материально и не хотел терять работу. Сотрудник обратился в суд, как только понял, что его права нарушены.

Документ:      Определение ВС РФ от 29.06.2020 № 16-КГ20-6

ОТДЕЛ ПРАВОЗИЩИТНОЙ РАБОТЫ РАЗЪЯСНЯЕТ:

КС РФ потребовал уточнить в законе сроки на обращение в суд за компенсацией морального вреда работникам

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. N 35-П

Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность части первой ст. 392 ТК РФ. Напомним, что согласно указанной норме работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Претензии заявителя сводились к тому, что данное положение на практике выступает в качестве основания для отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу, в связи с пропуском закрепленного этой нормой срока на обращение в суд.

Именно таким образом, эта норма была применена судами общей юрисдикции при рассмотрении спора между заявителем и его нанимателем. Первоначально заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным своего увольнения и выиграл дело. Вслед за этим он подал еще один иск, на этот раз требуя компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным увольнением. Однако ответчик заявил о пропуске срока на обращение в суд, ведь с момента увольнения прошло уже более трех месяцев, а именно в этот момент заявитель узнал о нарушении своего права. Суд встал на сторону нанимателя и отверг доводы истца о том, что срок обращения в суд должен исчисляться со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении на службе.

Конституционный Суд РФ, в свою очередь, отметил, что, как правило, требование о компенсации вреда предъявляется в суд заинтересованным лицом одновременно с требованием, из которого оно вытекает, а возможность его удовлетворения зависит от установления судом в том же судебном процессе оснований для удовлетворения основного требования. Вместе с тем в случаях, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, именно заинтересованному лицу принадлежит право выбирать, обращаться ли ему в суд с соответствующим иском одновременно с требованием о защите нарушенных прав или по отдельности. Следовательно, работник не лишен возможности обращаться в суд с таким иском уже после разрешения судом индивидуального трудового спора, в том числе и после вступления в законную силу решения суда, которым требование работника о восстановлении нарушенных трудовых прав было удовлетворено.

Когда требования о восстановлении нарушенных трудовых прав и о компенсации причиненного таким нарушением морального вреда заявляются работником раздельно, применение к последним сроков, предусмотренных статьей 392 ТК РФ, фактически может привести к тому, что на момент вступления в законную силу судебного решения, установившего факт нарушения прав работника и, соответственно, свидетельствующего о правомерности предъявления требования о возмещении морального вреда, удовлетворение этого требования станет невозможным.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что к требованию о компенсации морального вреда, когда оно заявлено самостоятельно - без связи с другими требованиями, вытекающими из трудовых правоотношений, - не могут быть применены сроки, предусмотренные частью первой статьи 392 ТК РФ. Но в то же время судьи уточнили, что право работника требовать компенсации морального вреда не должно нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей. Реализация такого права без установления разумных сроков обращения в суд, тем более после того как нарушенные трудовые права восстановлены в судебном порядке, вела бы к несоразмерному ограничению прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности. Поэтому такой срок должен быть установлен законом, а соответствующий пробел в законодательстве должен быть устранен.

В итоге суд признал часть первую статьи 392 ТК РФ противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она не определяет сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые права восстановлены полностью или частично.

Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление такого срока.

Пока этого не сделано, требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, может быть заявлено одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав с соблюдением сроков, предусмотренных частью первой статьи 392 ТК РФ, либо в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

Изменен порядок сохранения за работниками заработка при сокращении или ликвидации организации

Федеральные законы от 13 июля 2020 г. N 210-ФЗ и N 203-ФЗ

В законодательство РФ внесены изменения, направленные на обеспечение права уволенных в связи с ликвидацией работников на получение предусмотренных законодательством гарантий. В частности, корректировке подверглись статьи 178318 ТК РФ и ст. 21 Закона о государственной регистрации юрлиц.

История этих поправок берет свое начало в 2018 году, когда Конституционный Суд РФ признал статью 178 ТК РФ противоречащей Конституции в той мере, в какой она лишает возможности уволенных в связи с ликвидацией работников воспользоваться гарантией в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, если право на эту гарантию они приобрели уже после прекращения организации-работодателя.

Проблема, выявленная Конституционным Судом, была широко известна: закон устанавливает гарантию уволенным в связи с ликвидацией работникам в виде сохранения за ними среднего заработка на период трудоустройства. Но право на такую выплату у работников появляется лишь после увольнения, если они не найдут другую работу. Однако к этому моменту процесс ликвидации организации может быть уже завершен и, соответственно, обращаться за реализацией этого своего права работникам будет уже не к кому.

После постановления Конституционного Суда правительство начало работать над поправками, которые должны были решить эту проблему. Вначале был представлен пакет поправок в ТК РФ и ГК РФ, который, в частности, устанавливал необходимость выплачивать выходное пособие при ликвидации в размере двукратного среднего заработка (см. новость от 22.02.2019), однако он развития не получил. Искать выход решили через корректировку вместе с ТК РФ Закона о регистрации юрлиц (о развитии соответствующей концепции см. новости от 08.04.2019 и от 27.06.2019), что в итоге и вылилось в новые законы.

Суть изменений в следующем: организациям фактически запретили завершать процедуру ликвидации, пока не будут произведены все связанные с ликвидацией выплаты работникам. Согласно новой норме ст. 178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством. В свою очередь, по Закону о регистрации юрлиц в заявлении о ликвидации теперь необходимо будет подтверждать, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.

Работникам, в свою очередь, больше нельзя будет тянуть с обращением к работодателям за выплатой среднего заработка на период трудоустройства: такое обращение в отношении каждого отдельного месяца периода трудоустройства работник может подать в письменной форме не позднее 15 рабочих дней с момента окончания соответствующего месяца. Причем эта норма касается уволенных как в связи с ликвидацией, так и в связи с сокращением. У работодателя будет 15 календарных дней с момента обращения работника на то, чтобы осуществить выплату.

Ранее работник не был ограничен по срокам обращения за выплатой среднего заработка на период трудоустройства. А выплата среднего заработка на основании п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 02.03.1988 N 113/6-64, осуществлялась работодателем в дни выплаты зарплаты. После внесения рассматриваемых изменений в ТК РФ эта норма, очевидно, применяться не должна.

Работодателям также предоставлена возможность ускорить расчеты с работником и не ждать, пока он получит право на средний заработок за период трудоустройства и обратится за соответствующей выплатой. Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка (на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях - пятикратного месячного заработка). Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй или последующие месяцы со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты. Такой путь, конечно, потребует от работодателя увеличения расходов (ведь в реальности далеко не все работники получили бы компенсацию по максимуму: кто-то нашел бы работу раньше окончания периода сохранения среднего заработка, кто-то не стал бы обращаться в службу занятости, а чей-то случай невозможности трудоустроиться сама служба занятости не признала бы исключительным), зато позволит сэкономить время.

Принятые поправки, очевидно, потребуют корректировки позиции судов по вопросу о дате увольнения в связи с ликвидацией. Так, в некоторых случаях суды указывали на невозможность увольнения работника в связи с ликвидацией ранее окончания самой процедуры ликвидации.

Поправки вступят в силу 13 августа 2020 года.