Научный и практический интерес к феномену профессионально­го выгорания обусловлен тем, что этот феномен представляет собой проявление нарастающих проблем, связанных с самочувствием ра­ботников, эффективностью их труда и стабильностью организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев психологическим со­стоянием сотрудников объясняется тем, что профессиональное вы­горание начинается незаметно, а его последствия в виде упущенной прибыли обходятся организации очень дорого. Соответственно, ис­следование такого феномена, как профессиональное выгорание, яв­ляется важным фактором оптимизации социально-трудовых отно­шений'.

 

Проблематика проведенного исследования чрезвычайно актуаль­на. Процесс рыночных трансформаций в России привел к значитель­ным изменениям в системе социально-трудовых отношений, про­явившимся в определенном обесценении человеческого капитала. Возрастание эксплуатации работников, деструктивное изменение ус­ловий труда порождают ситуации, способствующие профессиональ­ному выгоранию.

Профессиональное выгорание можно рассматривать с двух методологических и теоретических позиций: субъективист­ской (психологической) и объективистской (конфликтологической).

С точки зрения субъективистского подхода, профес­сиональное выгорание — это процесс постепенной утраты эмо­циональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физическо­го утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. То есть, это выработанный личностью механизм психологической за­щиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Соответственно, на основании проведенного иссле­дования возможна разработка программы социально-психологиче­ских тренингов или обучающих занятий, направленных на активи­зацию личностных ресурсов для преодоления выгорания и обучение использованию в ходе профессиональной деятельности конструктив­ных стратегий преодоления стресса, ведущего к выгоранию.

Кроме общепринятого субъективист­ского подхода к анализу феномена профессионального выгорания применяется объективистский подход, где основное внимание уделяется объективным факторам профессионального выгорания, рассматриваемым на уровне институционализированных установле­ний, сталкиваясь с которыми человек начинает испытывать стресс. Однако личность при данном подходе рассматривается лишь как пе­ременная в структуре трудовой деятельности, а феномен профессио­нального выгорания исследуется как противоречие, с высокой долей вероятности приводящее к стрессу.

В отличие от стандартного субъективистского подхода к исследо­ванию факторов профессионального выгорания, объективистское ис­следование отличает ряд специфических характеристик:

  • разведение субстрата выгорания (среда) и фактора выгорания (противоречие);
  • учет разноплановости субстратов выгорания с целью опреде­ления их внутренней логики формирования противоречий;
  • учет межсредовых отношений, которые формируют допол­нительные противоречия, приводящие к профессиональному выго­ранию;
  • редукция психологических факторов выгорания относитель­но факторов выгорания в сфере неформальной культуры профессио­нальной деятельности.

Учет данных характеристик позволяет реализовать подход к рас­смотрению факторов профессионального выгорания как самостоя­тельных феноменов, подчиненных собственной логике. Именно такой подход в полной мере можно определить, как конфликтологический, поскольку объектом его исследования является противоречие, а предметом — противоречие в профессиональной среде как сущность фак­тора профессионального выгорания.

Анализ противоречий в сферах социально-трудовых отношений указывает на следующую схему описания практик пре­одоления профессионального выгорания:

  • диагностический уровень (определение проблемного поля про­фессионального выгорания на предприятии или в отрасли):
  • социальный аудит;
  • базовый проектный уровень (предварительная подготовка к реализации мер по преодолению профессионального выгорания):
  • конфликтологическое консультирование;
  • частный проектный уровень (практики преодоления профес­сионального выгорания):
  • мотивационный менеджмент;
  • построение корпоративной культуры;
  • коллективно-договорные отношения;
  • привлечение работников к управлению организацией.

Реализация этих мер будет способствовать минимизации эффектов профессионально­го выгорания и недопущению их развития до уровня социальной на­пряженности.

Таким образом, выполнение поставленных задач в рам­ках анализа профессионального выгорания с субъективистской и объективистской позиций, возможно подготовить к реали­зации меры преодоления этого негативного феномена.

Подготовлено отделом социально-трудовых отношений и охраны труда с использованием материалов «Оптимизация социально-трудовых отношений как фактор профилактики профессионального выгорания / научный редактор Г.М. Бирженюк (Социально- трудовые конфликты выпуск 25)» НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов».