В Курске 24 ноября состоялся «круглый стол» на тему: «Электронный листок нетрудоспособности для всех: проактивное начисление пособий и прямые выплаты», который провела «Комсомольская правда» совместно с Курским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.
Участие в «круглом столе» приняли не только специалисты областного ФСС, но и представители исполнительной власти, здравоохранения, Федерации организаций профсоюзов, предприятий и организаций, а также СМИ. Собравшиеся обсудили вопросы, связанные с внедрением с 1 января 2022 года обязательного электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН).
Как рассказала управляющая региональным отделением ФСС РФ Нина Ткачева, в Курской области электронные больничные начали внедрять пять лет назад. Наш регион вошел в число пилотных. Первые шаги в реализации данного проекта были сделаны совместно с тремя лечебными учреждениями - больницей №1 Курска, ЦРБ Медвенского района и центром «Медассист». На сегодняшний день фактически 95% медицинских организаций выдают электронные листки, в частности, государственные - все. Неуклонно растет и количество ЭЛН. Если в 2018 году только 10% листков предоставлялось в электронном формате, то на данный момент эта цифра составляет 86%. Право выбора за медучреждениями и гражданами сохранится лишь до 31 декабря. Что касается работодателей (страхователей), то сейчас уже 98% курских предприятий работают с электронными больничными.
- До конца года мы должны подтянуть всех к работе с электронными листками нетрудоспособности. Если после 31 декабря кому-то будет выписан больничный на бумажном носителе, то такие листы не будут оплачиваться. С 1 января 2022-го все выплаты по больничному, в том числе по беременности и родам, будут начисляться на основании только электронного листка нетрудоспособности, - обратила внимание курян Нина Васильевна.
Преимущества электронного больничного отметила начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством КРО ФСС РФ Екатерина Простакова. Так, для предприятий и организаций уменьшается время на формирование бумажной отчетности, снижаются затраты бухгалтера на составление реестра, который направляется в региональное отделение фонда для назначения выплаты пособия. ЭЛН не нужно хранить ни работодателям, ни медицинским организациям: все электронные листы хранятся на сервере ФСС, который полностью отвечает за их сохранность.
- Очень важный момент, что электронный лист исключает возможность предъявления к оплате фальшивых листков. Кроме того, с ЭЛН значительно проще работать в системе прямых выплат, - подчеркнула специалист.
С 1 января изменится и механизм начисления пособий. Он будет иметь проактивный (беззаявительный) характер. Сотруднику теперь не нужно будет забирать листок в лечебном учреждении и предоставлять его работодателю. По новой схеме информация по больничному будет доводиться медицинской организацией до ФСС через специальный сервис. Далее фонд будет собирать данные через межведомственные запросы. Например, для определения работодателя сведения будут запрашиваться в ПФР, для подтверждения факта рождения ребенка - в информационной системе ЗАГСа.
- Главный для нас источник получения информации - это СНИЛС застрахованного. Все данные будут отрабатываться именно по этой категории документа. Полученную информацию, так называемый предзаполненный реестр, мы затем будем направлять работодателю. Он смотрит его, отрабатывает, уточняет. После того как страхователь соглашается с этой информацией, направляет реестр обратно нам. И только после этого наступает первоначальный этап назначения пособия, - рассказала и.о. заместителя управляющего регионального отделения ФСС Оксана Филипповская.
Этапы прохождения ЭЛН любой гражданин может отслеживать в личном кабинете на сайте ФСС, а также получать уведомления об открытии, продлении и закрытии больничного на сайте Госуслуг. Кроме того, застрахованное лицо может увидеть, как произведен расчет пособия. Работника оповестят и о факте получения выплаты. Как обещают специалисты, весь процесс будет прозрачным.
- Здесь надо обратить внимание: чтобы воспользоваться двумя этими электронными сервисами, необходимо авторизоваться на портале Госуслуг. Если нет подтвержденной записи на портале Госуслуг, то регистрацию можно пройти в МФЦ или Курском региональном отделении ФСС РФ, у нас тоже теперь есть удостоверяющий центр, - подчеркнула руководитель группы по связям с общественностью КРО ФСС РФ Марина Лапшина.
ФСС также разработал удобный электронный сервис «Социальный навигатор». Он бесплатно устанавливается на мобильный телефон. Здесь можно найти всю полезную информацию о пособиях, в том числе телефоны всех «горячих линий» фонда по темам.
- Мы заинтересованы в соблюдении прав наших работников, и мы видим большой плюс электронного больничного листа. Но люди высказывают опасения. Поэтому сегодня самое главное, чтобы, например, в Тимском районе уборщице образовательной школы объяснить, что не волнуйтесь, вы ничего не потеряется, все получите и от вас ничего не нужно, только скорейшее выздоровление. В этом сейчас и заключается эта разъяснительная работа, чтобы снять возникшее напряжение, - сказала заместитель председателя Федерации организаций профсоюзов Курской области Татьяна Донейко.
Для работы с ЭЛН страхователь может скачать на сайте ФСС бесплатную программу. Также фондом внедрен новый сервис - «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). С его помощью можно осуществлять взаимодействие с ФСС РФ в электронном виде как для получения информации об ЭЛН, так и в работе по проекту «Прямые выплаты». Для своевременной выплаты гражданам, упрощения и эффективности работы эксперты рекомендуют всем работодателям подключаться к СЭДО.