Председатель ФНПР М.В.Шмаков направил Президенту РФ В.В.Путину письма по вопросу защиты работников в случае неплатежеспособности предприятий и по вопросу инициативы Правительства РФ об изменении формы администрирования сбора социальных взносов.
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Одной из острых проблем, волнующих сегодня граждан России, являются долги по заработной плате. Это прозвучало во многих вопросах, заданных Вам во время "прямой линии" 14.04.2016 г.
Существует системное решение данной проблемы. Необходимо привести п. 12 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с № 39-ФЗ от 01.05.2012 г., которым была частично ратифицирована Конвенция МОТ № 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя"
Конвенция МОТ № 173 вступила в силу для Российской Федерации 20.08.2013 г.
Пунктом 1 статьи 8 Конвенции № 173 установлено, что требованиям трудящихся предоставляется более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований, и, в частности, с требованиями государства и системы социального обеспечения.
Прошу Вас дать поручение Правительству Российской Федерации внести соответствующий законопроект в Государственную Думу.
Председатель ФНПР М.В.Шмаков
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Правительство Российской Федерации в апреле 2016 года рассмотрело проекты федеральных законов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования». В частности были рассмотрены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»; «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)».
Предлагаемые новации в законодательстве существенным образом изменяют концептуальные подходы к формированию и развитию всей системы социальной защиты, включая систему социального страхования.
Учитывая это, Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 29.01.2016 в соответствии со ст.35.1 ТК РФ «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда» рекомендовала Минфину России (А.Г.Силуанову) создать рабочую группу по подготовке проектов нормативных правовых актов по реализации Указа с участием сторон социального партнерства.
26.02.2016 Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношенийпредложила Минфину России ускорить создание рабочей группы для обсуждения с социальными партнерами проектов нормативных актов, разрабатываемых в целях реализации Указа, и направить в секретариат Комиссии информацию о выполнении данного протокольного решения.
29.03.2016 Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношенийуказала Минфину России на неисполнение данных поручений.
Фактически, социальные партнеры были отстранены от участия в формировании комплекса законопроектов по реализации Указа № 13, что противоречит требованиям федерального законодательства в сфере трудовых отношений.
04.04.2016 ФНПР проинформировала Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева о том, что вышеназванные проекты законов не были рассмотрены на Российской трехсторонней комиссии. Тем не менее, 6 апреля 2016 года законопроекты были внесены на заседание Правительства РФ. В ходе рассмотрения законопроектов на заседании Правительства РФ было высказано суждение, что они носят технический характер и не относятся к социально-трудовым отношениям, и поэтому нет необходимости в их согласовании с Российской трёхсторонней комиссией.
ФНПР не разделяет такого подхода и считает, что законопроекты могут оказать существенное влияние на степень и уровень социальной защищенности работников, поэтому эти нормативные акты необходимо оценивать не только с позиции фискальной эффективности, но и с учетом всех возможных правовых и социально-экономических последствий.
Изъятие функции сбора страховых взносов у страховщиков создаст разрыв между доходной и расходной частями бюджетов внебюджетных фондов, и, как следствие, приведет к разбалансировке финансовой системы государственного социального страхования. Возникнет риск потери части сведений о пенсионных правах граждан, не только относящихся к особым категориям застрахованных лиц, но и рядовых застрахованных.
Попытка сохранить прежний порядок учета прав застрахованных лиц и пенсионеров, который уже хорошо отлажен, и одновременно ввести сбор страховых взносов Федеральной налоговой службой приведет к запараллеливанию функций со стороны федеральных налоговых органов и внебюджетных социальных фондов. Фактически, механизмы реализации Указа будут не экономить финансовые ресурсы, а наращивать расходы на обслуживание учётно-контрольной системы.
Непредставление внятной финансово-экономической аргументации для построения новой модели по укреплению платежной дисциплины в социальных фондах вызывает у экспертов и социальных партнеров большое количество вопросов.
По нашему мнению необходимо более четко представить процесс формирования данных системы персонифицированного учета, уточнить механизмы передачи средств страховщику, компенсации выпадающих доходов при представлении правительственных преференций, не допустить дублирования контрольных функций. Практически исчезает возможность осуществления общественного контроля над полнотой сбора средств и их целевым использованием, что крайне актуально при условии исключения зачетных схем, а также требует уточнения источник финансирования налогового персонала. Эти обстоятельства оказывают прямое и косвенное воздействие на реализацию принципов обязательного социального страхования – основной системы социальной защиты работающего населения страны.
Нежелание Правительства РФ и, в первую очередь, Минфина России видеть эти вопросы комплексно, сводя их к механическому решению, вовсе не означает, что проблем нет. Отсутствие учета всех обстоятельств может легко привести к изменению действующей, привычной, во многом понятной работникам и работодателям системы, и снижению уровня социальной защищенности.
Реакция работников и других категорий получателей выплат из фондов обязательного социального страхования на новации Правительства РФ сдержанно-негативная, а в случае их реализации и снижения на этой основе уровня социальной защищенности может стать напряженной.
ФНПР продолжает настаивать на всестороннем и глубоком изучении предложений Правительства РФ, представленных в законопроектах до их внесения в Государственную Думу РФ, и всестороннем рассмотрении всех преимуществ и недостатков представленных новаций в рамках Российской трехсторонней комиссии, а также оценке социально-правовых последствий их внедрения.
ФНПР и РСПП в совместном обращении к Вам 31.03.2016 предложили ввести адекватный переходный период, перенеся срок исполнения пункта 1, подпункта «а», абзац второй с 1 мая 2016г. на срок не ранее 1 июля 2018 г. Введение этого периода необходимо для формирования единого федерального информационного ресурса, проведения пилотных проектов в ряде областей, а также для адаптации бизнеса и органов власти к изменениям принципов администрирования, сохранения страхового характера социальной защиты работников.
Председатель ФНПР М.В.Шмаков