Анализ исторического опыта преодоления социально-трудовых конфликтов в России показывает, что законодательство и практика их разрешения зависели от конкретных исторических условий, связанных с уровнем политического и экономического состояния страны на каждом историческом этапе.
Можно выделить несколько исторических этапов эволюции форм и методов преодоления социально-трудовых конфликтов в России.
Первый этап охватывает период дореформенной России. Первые выступления рабочих проходили в условиях крепостного права, когда многие работники предприятий оставались в статусе зависимых крестьян. Отсутствие социального диалога порождало острые формы протеста, выражавшиеся в бунтах, восстаниях и вооруженной борьбе. Часто с локального уровня протесты переносились на губернский или даже государственный уровень, когда рабочие путем подачи челобитных пытались найти заступничество у государственных чиновников.
Данный период характеризуется отсутствием трудового законодательства, в частности законов о разрешении трудовых конфликтов. Действующее Уложение о наказаниях уголовных и исправительных отвергало саму возможность существования законных форм защиты рабочими своих интересов. Все это вело к радикализации рабочего движения, усложняя возможности мирного разрешения конфликтов.
Второй этап истории преодоления социально-трудовых конфликтов связан с пореформенным периодом. Под влиянием рабочего движения правительство и предприниматели были вынуждены признать существование «рабочего вопроса» в России и перейти к выработке новой стратегии реагирования на выступления рабочих. В то же время бюрократическая система проявила свою неэффективность в разработке законов о порядке разрешения социально-трудовых конфликтов. Это было связано с тем, что высшая управленческая бюрократия долгое время не воспринимала рабочее движение как самостоятельную экономическую и политическую силу, отказывая ей в элементарных социально-экономических правах. В итоге к началу XX века в России сохранялось карательное законодательство по отношению к организованному протестному движению рабочих. Все это способствовало выработке и реализации волюнтаристских решений, связанных с проведением политики «полицейского социализма», что еще более обострило социально-политический кризис в стране.
Представители предпринимательских кругов не стремились к социальному диалогу с рабочими. Они шли на уступки только в случае угрозы понести убытки от забастовки. Рабочие, не обладавшие в этот период необходимыми ресурсами, были заинтересованы в успешном развитии социального диалога. Многие из них рассматривали признание права работников на забастовку и организацию профессиональных союзов как определенные гарантии и укрепление своих позиций. Это позволило им получить эффективные средства давления на работодателя в ходе конфликта.
Третий этап развития социально-трудовых конфликтов связан с Первой русской революцией 1905-1907 годов и последующим формированием основ конституционной монархии. Этот период характеризуется появлением массовых профсоюзов, что существенно изменило расстановку сил в социально-трудовых конфликтах.
С 1906 года, после принятия первого в России закона о профсоюзах, работники получили возможность отстаивать свои интересы не через социальный диалог. Именно в этот период в России стали создаваться первые примирительные камеры и третейские суды. Во многом они копировали западноевропейский опыт разрешения социально-трудовых конфликтов. Быстрая и эффективная самоорганизация рабочих и служащих выявила неготовность властей и предпринимателей противостоять организованным, солидарным действиям профсоюзов. Ответными мерами стали создание союзов работодателей и усиление политических репрессий после поражения Первой русской революции. В итоге развитие трудового законодательства было практически «заморожено», что негативно сказалось на формировании механизмов социального диалога.
Четвертый этап развития социально-трудовых конфликтов, самый непродолжительный по времени, пришелся на период Февральской революции 1917 года. Слом репрессивного аппарата и всеобщее вооружение рабочих полностью изменили расстановку сил в сфере социально-трудовых отношений. Всеобщее вооружение и наличие политических структур рабочих поставило предпринимателей и правительство в довольно сложное положение.
Несмотря на неблагоприятные экономические условия, забастовки имели высокую результативность. Помимо профсоюзов, которые использовали традиционные формы давления на работодателей, на предприятиях появились принципиально новые объединения рабочих — фабрично-заводские комитеты (ФЗК), которые выступали за введение рабочего контроля на производстве. Угроза потери контроля за производством заставила представителей власти и предпринимателей разработать ряд мер по ужесточению законодательства о забастовочном движении и рабочем контроле, однако реализовать эти предложения на практике правительство не успело.
Пятый этап в истории преодоления социально-трудовых конфликтов связан с периодом существования Советского государства. Историю преодоления социально-трудовых конфликтов в этот период можно разделить на несколько этапов.
- Преодоление социально-трудовых конфликтов в период Гражданской войны и политики «военного коммунизма» (1918-1920) происходило в условиях пролетарской диктатуры, основанной на тотальной милитаризации труда. Национализация предприятий практически сняла вопрос о противостоянии труда и капитала. Однако почва для выступлений рабочих сохранялась. Сторонами конфликта, как правило, являлись стихийно выступавшие рабочие с одной стороны и представители советской власти и тесно связанных с ней профсоюзов — с другой. Для преодоления социально-трудовых конфликтов применялись и мирные средства: встречи с рабочими, митинги, агитационно-пропагандистская разъяснительная работа в трудовых коллективах. Следует отметить, что многие выступления не носили политического характера, а были направлены против ошибочных действий нового рабочего управленческого аппарата на местах.
- Новая экономическая политика (1921-1928) привнесла в разрешение социально-трудовых конфликтов новый, не имевший аналогов в российской истории опыт. Прекращение политики «военного коммунизма» дало возможность пересмотреть роль профсоюзов в государстве, вернув им защитные функции. Профсоюзы получили возможность представлять интересы работников в социально-трудовых конфликтах.
Анализ опыта разрешения конфликтов на частных предприятиях показывает, что предприниматели во время социально-трудового конфликта испытывали давление с двух сторон — профессиональных союзов и советских государственных органов — инспекции труда. В государственном секторе экономики акцент делался на мирные средства преодоления конфликта. Ограничение коллективных акций протеста работников на государственных предприятиях приводило к неорганизованным, стихийным акциям протеста, которые не всегда контролировались профсоюзами. Среди таких акций наибольшее распространение получили «волынки», стихийные забастовки и митинги. Характерно, что для урегулирования конфликтов преимущественно использовались мирные средства: переговоры, пропагандистская работа среди трудового коллектива. Арест рабочих активистов проводился только в крайних случаях и не носил массового характера. В целом опыт преодоления социально-трудовых конфликтов, накопленный в период нэпа, предоставляет интересный материал, который может быть использован для совершенствования современного законодательства и практики разрешения конфликтов.
- Проведение социалистической индустриализации (1929-1934) сопровождалось разрушением сложившейся в СССР системы профилактики и разрешения социально-трудовых конфликтов. Подчинение профессионального движения командно-административной системе практически уничтожило сложившийся в годы нэпа порядок мирного разрешения конфликтов на производстве. На любое требование рабочих сразу навешивался ярлык «тред-юнионизм», превращая протестующих во «врагов народа». Сложившаяся ситуация устраивала руководителей государственных предприятий, несших персональную ответственность за выполнение планов индустриализации. С некоторыми изменениями система политического преследования выступлений рабочих просуществовала до начала перестройки.
- Перестройка советской экономики (1985—1992) сопровождалась ростом социально-трудовых конфликтов, носивших как экономический, так и политический характер. Преодоление социально-трудовых конфликтов было затруднено отсутствием опыта и оторванностью партийно-государственной номенклатуры от реальных социальных проблем. Практически все социально-трудовые конфликты приобретали общегосударственный уровень и носили политический характер. Не имея возможности применять репрессии по отношению к протестующим, правительство вынуждено было идти на уступки, даже если это вызывало хаос в экономике. Понимание необходимости установить порядок разрешения социально-трудовых конфликтов привело к принятию в 1989 году Закона СССР «О порядке разрешения коллективного трудового спора (конфликта)», устанавливавшего правила разрешения трудовых споров.
Шестой этап относится к периоду новейшей истории России, когда началось формирование современной стратегии преодоления социально-трудовых конфликтов. Данный этап можно разделить на два периода: 90-е годы XX века и первые десятилетия XXI века. Анализ развития и преодоления социально-трудовых конфликтов в период проведения либеральных реформ показал:
— с начала 1990-х годов стихийные протесты рабочих вошли в организованное русло и проходили, как правило, под руководством профессиональных союзов;
— постепенно эпицентр коллективных акций протеста сместился в непроизводственную сферу и бюджетные отрасли (здравоохранение, образование, наука, оборонный комплекс, угольная промышленность и т. п.), работники которых наиболее пострадали от либеральных рыночных реформ;
— активность выступлений рабочих выявила неподготовленность представителей власти и работодателей к разрешению возникающих социально-трудовых конфликтов, неумение использовать современные методы их урегулирования;
— неспособность представителей правительства, на словах декларирующих приверженность к социальному диалогу, решать насущные проблемы работников привела к политизации рабочего движения, создав опасность для эскалации рабочих выступлений;
— рабочие все чаще стали обращать свои претензии региональному руководству, осознавая, что причины ухудшения их положения связаны с действиями конкретных региональных руководителей и представителей местного бизнеса.
Современный этап обусловлен проводимой в социально-трудовой сфере политикой и продолжающимися попытками неолиберальных политиков демонтировать трудовое законодательство.
Протестные действия работников проявляются в различных формах: пикет, забастовка, угроза забастовки, митинг, коллективное обращение, акция протеста, отказ от выполнения трудовых обязанностей, коллективный трудовой спор. Форма протеста трудящихся зависит от конкретной ситуации (есть ли у рабочих возможность добиться выполнения своих требований законным путем), а также от наличия у них необходимых организационных ресурсов. Следует отметить, что наибольшая протестная активность работников отмечается в тех сферах, где проводились реформы, связанные с оптимизацией труда, вызванной сокращением бюджетного финансирования. Как пример можно привести сферу здравоохранения, где существовали проблемы выплаты заработной платы, а также массовое сокращение медицинских работников и нарушение условий их труда.
В настоящее время требования работников касаются исключительно своевременной выплаты заработной платы, нормальных условий труда и сохранения рабочих мест. В связи с этим необходимо отметить повышение роли профсоюзных организаций в предотвращении социально-трудовых конфликтов. Повсеместно проводится консультационно-разъяснительная работа среди членских организаций ФНПР. Помимо этого, данные организации взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля, предупреждая тем самым нарушение трудового законодательства со стороны работодателей и обеспечивая восстановление нарушенных прав.
Материал подготовлен отделом социально-трудовых отношений
и охраны труда Федерации на основании публикаций
издания Санкт-Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов «Социально-трудовые
конфликты», выпуск 23.