По инструкции, работники завода обязаны являться для приема смены за 15 минут до ее начала, однако работодатель не считает это время рабочим и не оплачивает его. Истцы проиграли в первой инстанции, но подали апелляции и выиграли. Судебная коллегия признала это время рабочим и, более того, постановила оплачивать его в полуторном размере как сверхурочное. Ссылка на суммированный учет рабочего времени ответчику также не помогла.
Стороны конфликта. Шестеро работников-истцов и ПАО “Нижнекамскшина".
Суть иска. Истцы требуют признать работы сверхурочными, внести изменения в табель рабочего времени, взыскать плату за сверхурочную работу, компенсацию за нарушение сроков выплаты, компенсацию морального вреда. Определением суда дела были объединены в одно производство. Истцы проиграли в суде первой инстанции, но подали апелляционные жалобы. Причем это был уже не первый раз.
Аргументы истцов. Истцы трудятся в цехах ПАО “Нижнекамскшина” по рабочим специальностям. Работодатель не учитывает фактически отработанное ими время, в табеле учета рабочего времени фиксирует за смену 7,5 часа (еще 30 минут занимает неоплачиваемое обеденное время). Тем не менее, согласно технологическим инструкциям, работник обязан явиться за 15 минут до начала работы в спецодежде, принять рабочее место у сменщика, проверить рабочее место, крепление защитных ограждений и работу аварийных устройств, получить задание от мастера, ознакомиться с выписками, проверить наличие полуфабрикатов и т.д. Аналогичные обязанности содержатся в разделе “До начала работы в смену” в инструкции по охране труда.
ПАО “Нижнекамскшина” в нарушение ст. 91 ТК РФ не учитывает это время в качестве сверхурочной работы и не оплачивает его. За 15 минут до начала смены истец выполняет на рабочем месте свои установленные технологической инструкцией трудовые обязанности. Эти минуты не являются временем отдыха, которое можно использовать по своему усмотрению.
Аргументы ответчика. Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что прием смены не может быть включен в рабочее время. Работники в этот период не вправе участвовать в ведении технологического процесса и не несут ответственности за отклонения в эксплуатации техники, за сохранность оборудования, сырья и материалов. Ответственность работника наступает только после приема смены, что оформляется соответствующей записью в журнале.
Действия работника, выполняемые при приеме смены, отличаются от трудовых обязанностей, указанных в инструкциях. Одновременно на одном оборудовании может работать только одна смена, другая готовится к работе. Работник, придя на рабочее место за 15 минут до начала смены, не участвует в производственном процессе, следовательно, оснований для оплаты этого времени в повышенном размере нет.
В системе оплаты труда учитывается данная работа, поскольку предусмотрена плата за выполнение плана, норм выработки, за интенсивность труда. Кроме того, в ряд технологических инструкций были внесены изменения в части обязанности явиться на рабочее место до начала смены: “15 минут” заменены словом “заблаговременно”.
Судебное разбирательство. Апелляционным определением судебной коллегии аналогичный отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований истцов уже был отменен. Период подготовки к началу рабочей смены продолжительностью 15 минут, установленный требованиями рабочей инструкции и инструкции по охране труда, был признан сверхурочной работой. Работодателя обязали оплатить ее за период с 1 мая по 31 июля 2016 года. По настоящему делу истцы предъявили требования об оплате сверхурочной работы за новый период - с 1 августа по 31 октября 2016 года.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поэтому оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось.
Из правовой позиции ответчика следует, что это время не является рабочим и оплате не подлежит. Однако в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия предусмотрен исчерпывающий перечень периодов, не входящих в отработанное время и неучитываемых в нем. К таким периодам относятся: время проезда от места жительства до места работы и обратно; время на дорогу от проходной до рабочего места; время на переодевание перед началом и после смены; время на регистрацию прихода и ухода с работы. Следовательно, спорный период подлежит включению в фактически отработанное время.
Доводы ответчика о том, что при подготовке к началу работы истец не осуществляет свою трудовую функцию и в технологическом процессе не участвует, судебной коллегией отклоняются как необоснованные. Доводы о том, что на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени, также не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиком утверждены графики рабочих смен с указанием начала и окончания каждой.
Поскольку спорный период находится за пределами официально установленной рабочей смены, а истцы не работают на условиях ненормированного рабочего дня, работу, выполняемую ими в это время согласно возложенной работодателем обязанности, следует признать сверхурочной, а требования о ее оплате - правомерными.
Итог. Решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении требований истцов (с учетом сокращения размера компенсации морального вреда).
По материалам Центральной профсоюзной газеты "Солидарность"