14 июня Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России. Законопроект направлен для обсуждения в субъекты РФ.
О содержании законопроекта мы ведем разговор с председателем Федерации организаций профсоюзов, Общественной палаты Курской области Алексеем Ивановичем Лазаревым.
- Алексей Иванович, каких категорий людей коснется увеличение трудоспособного периода?
- В первую очередь отмечу, что законопроект направлен на поэтапное повышение возраста. Предлагается закрепить пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.
Предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год (10 лет) для мужчин и 2019 по 2034 год (16 лет) для женщин.
Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 и женщин 1964 годов рождения. Они, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 год (мужчины) и 56 лет (женщины). Мужчины 1960 и женщины 1965 годов рождения выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет и т.д.
Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий работников, выходящих на досрочную пенсию. Это педагогические, медицинские и творческие работники. Для данной категории институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, возраст выхода на досрочную пенсию повышается поэтапно на 8 лет. Для государственных гражданских служащих с 1 января 2020 года – по году в год.
Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Людям, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, социальная пенсия будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно.
- Увеличится ли возраст выхода на пенсию для людей, занятых на работах с вредными условиями труда?
- Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров и людей, занятых на работах с вредными условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в Списки), а также граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам.
- Каковы международные тенденции в части повышения пенсионного возраста?
- Среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства и восточной Европы все, за исключением Узбекистана, повысили пенсионный возраст. Для мужчин возраст выхода на пенсию 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин – 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет увеличен до 65 лет, в Германии, Испании, Италии в 2020-е годы – до 67 лет, как для мужчин, так и для женщин.
Узбекистан не так давно заявил о цели по доведению пенсионного возраста до общемирового. В Беларуси с 2017 года, в рамках пенсионной реформы, запланировано повышение возраста выхода на пенсию у мужчин до 63 лет, у женщин до 58 (к 2022 году).
- Отразится ли увеличение возраста на рынке труда?
- Вероятность прямой конкуренции между пожилыми и молодыми работниками весьма ограничена, это проистекает из существенных отличий в квалификации разновозрастных работников. Молодежь намного чаще работает в быстроразвивающихся отраслях, в основном в сфере услуг, телекоммуникации и других, в то время как пожилые в менее развивающихся традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также образовании и здравоохранении. Прямая конкуренция будет возникать у каждой из этих групп с работниками среднего возраста, но не между собой.
- Какова позиция профсоюзов по данному вопросу?
- Какое бы ни было повышение возраста выхода на пенсию, правительству Российской Федерации предварительно необходимо осуществить ряд конкретных шагов.
А именно: реализовать на практике политику повышения зарплат как в бюджетном, так и во внебюджетном секторе, учитывая работу на одну ставку; усилить защиту прав работников в том числе через расширение прав профсоюзов; защитить права безработных, ратифицировав Конвенцию МОТ № 102 без изъятий в части страхования от безработицы, а также определив человеческий уровень пособия по безработице, ратификация Конвенции гарантирует уровень пенсионного обеспечения – не менее 40 процентов замещения пенсией утраченного дохода; утвердить и сделать хотя бы несколько шагов по реализации программы по созданию 25 млн новых, высокопроизводительных, достойных рабочих мест. Профсоюзы предлагают принятие закона о прогрессивной шкале налогообложения, ввести дифференцированный подход расчета пенсии в зависимости от стажа работы.
Один из резервов для пополнения пенсионного фонда – это вывод бизнеса из тени. Федерацией организаций профсоюзов Курской области с 2014 года проводятся мероприятия по вопросам незащищенной занятости населения. Делясь опытом работы по соблюдению трудового законодательства, контрольно-надзорные органы неоднократно отмечали, что сегодня механизма прямого воздействия на недобросовестных работодателей по легализации зарплаты нет. Службы и ведомства ищут способы борьбы с выплатой теневых зарплат и неформальной занятостью. Важно выработать системный подход в решении проблем легализации заработной платы, а для этого, в первую очередь, необходимо совершенствовать законодательную базу. Акцентирую внимание, что на предприятиях и в организациях, где действует общественный контроль, в частности – профсоюзный, нарушений оформлений трудовых отношений не выявлено.
Президиум Федерации профсоюзов Курской области принял решение представителям профсоюзов принять активное участие в рассмотрении проекта федерального законопроекта о повышении пенсионного возраста в региональных органах законодательной власти, взаимодействовать с ОНФ и другими общественными объединениями. Инициировать заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которой довести свою позицию до органов власти и работодателей.
В первичных профсоюзных организациях проводятся собрания с обсуждением проблемы принятия законопроекта.