«Труд», 16 сентября 2016 г. № 067
"Мы видим, как углубляются противоречия между трудом и капиталом в России..."
Накануне 26-й годовщины создания ФНПР ее лидер Михаил Шмаков рассказал о том, что сделано российскими профсоюзами и что еще предстоит сделать.
19 сентября Федерация независимых профсоюзов России отметит день рождения – уже 26-й. Сегодня ФНПР объединяет 47 общероссийских профсоюзов и 80 территориальных объединений организаций профсоюзов. В профсоюзах, входящих в ФНПР, состоит более 20 млн членов – около 95% всех членов профсоюзов в России. Лидер крупнейшего национального профцентра Михаил Шмаков рассказал о пройденном за четверть века пути и о деятельности профсоюзов в нынешней сложной социально-экономической ситуации.
– Прошедшие со дня образования ФНПР годы – это целая эпоха в новейшей истории, ознаменованная сменой социально-экономических формаций, коренными изменениями и потрясениями российского общества. Самым острым проблемам социально трудовых отношений в стране посвящены ежегодно проводимые под эгидой ФНПР многомиллионные акции трудящихся. Коллективными действиями российские профсоюзы заставляют работодателей и власть пересмотреть свое отношение к требованиям организованных трудящихся, перейти от на позиции конструктивного диалога. Руководство страны существенно скорректировало свою риторику и реальное отношение к профсоюзам.
По инициативе профсоюзов Россия провозглашена социальным государством – и это ко многому обязывает
Напомню: в свое время именно ФНПР была одной из главных участниц разработки проекта Конституции России и прямым инициатором внесения в нее 7-й статьи, в соответствии с которой Россия провозглашается социальным государством. ФНПР стояла у истоков принятия закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», регламентирующего правовое поле деятельности профессиональных союзов в нашей стране.
При активных действиях профсоюзов принят Трудовой кодекс, вооружающий наемных работников инструментом правовой защиты. Кстати, российское трудовое законодательство признано Международной организацией труда (МОТ) одним из самых прогрессивных в мире. В нынешнем году вступил в силу закон, запрещающий «заемный труд». Этого мы добились вопреки массированным нападкам «дикого капитализма». В результате Россия стала первой европейской страной, запретившей у себя заемный труд как разновидность современного рабства.
Под давлением ФНПР воссоздано Министерство труда, которое прислушивается к инициативам профсоюзов, что позволяет нам отбивать атаки финансового блока правительства. Все эти годы мы активно укрепляли институт социального партнерства. Практически на всех предприятиях, где действуют первичные организации профсоюзов, входящих в ФНПР, заключены коллективные договоры.
ФНПР играет ведущую роль в деятельности профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках работы комиссии регулярно заключаются Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Сейчас готовится генсоглашение на предстоящий период, в которое мы вложим выработанные профсоюзами антикризисные меры.
ФНПР добилась таких важных для рядовых граждан решений, как запрет на увольнение отцов, единственных кормильцев в многодетных семьях; отмена дискриминации по возрасту при приеме на работу; ратификация Конвенции МОТ № 173, которая дает работникам приоритетное право на получение выплат при банкротстве предприятий; смягчение условий, препятствующих реализации права работников на забастовку и многих других.
В условиях падения экономики и снижения уровня жизни ФНПР предложила свой вариант антикризисного плана
Отдельный разговор о работе профсоюзных комитетов на предприятиях, в организациях, то есть о повседневной деятельности профсоюзов. Правовые службы ФНПР и ее членских организаций постоянно участвуют в судебных заседаниях, разрешающих трудовые споры и конфликты. Ежегодно рассматривается 14-15 тыс подобных дел, при этом в более чем 90% случаев решения выносятся в пользу работников. Нам удалось заблокировать попытки работодателей развернуть трудовое законодательство в собственных интересах и не дать возможности развязать бизнесу руки для массовых увольнений. А экономический эффект для работников в результате составляет миллиарды рублей.
Программа ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны» определила наши стратегические задачи. Это – установление заработной платы в России на достойном уровне, обеспечение занятости и безопасных условий труда, справедливых пенсий, соблюдение социальных гарантий, создание условий для гармоничного развития личности. В кризисных условиях падения экономики, снижения уровня жизни, сокращения реальной зарплаты, роста долгов по ее выплатам президенту страны предложен наш вариант антикризисного плана. Его главная идея – избавить россиян от лишних административных поборов и увеличить доходы работников за счет доведения МРОТ до прожиточного минимума.
Мы видим, как углубляются противоречия между трудом и капиталом в России. Представители крупного бизнеса наступают на законные права трудящихся, а бюджетная и финансовая политика правительства страны все больше ориентируется на ультралиберальные рецепты – на сдерживание роста зарплат и отказ от социальных гарантий. Здесь ФНПР опирается на исторический опыт профсоюзного движения. Наше отношение к истокам рабочего движения и 111-летней легальной истории профсоюзов России заключается не только в уважении к делам давно минувших дней, это хорошие ориентиры для выработки стратегии и тактики современных профсоюзов.
Президент России и ФНПР выглядят единственными сторонами, заинтересованными в реализации майского Указа о создании 25 млн высокопроизводительных рабочих мест
Остановлюсь отдельно на поправках в Трудовой кодекс, согласно которым наряду с характеристиками, установленными в Едином тарифно-квалификационном справочнике, работодатели могут применять иные профессиональные стандарты. Минтрудом утверждено более 800 таких стандартов. Они созданы для формирования комплексного характера требований к квалификации работника, его знаний, умений, навыков и опыта. Но, на наш взгляд, многие из стандартов не унифицированы, да и их оставляет желать лучшего. В июне было принято постановление правительства № 584, определяющее особенности применения профстандартов в государственных и муниципальных учреждениях, унитарных предприятиях, а также в госкомпаниях в части требований к квалификации работника. Проект этого постановления одобрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений только после внесения существенных поправок с профсоюзной стороны. Так, документом установлено, что планы по организации применения профессиональных стандартов должны утверждаться с учетом мнения представительных органов работников. Благодаря консолидированной позиции профсоюзов, исключены все правовые предпосылки такой оценки квалификации работников, которые могли бы привести к их увольнению, интенсификации труда или снижению зарплаты. Прямая задача профсоюзов в этой ситуации состоит в том, чтобы не допустить нарушения трудовых прав работников. Надо понимать, что применение профстандартов не является обязательным, за исключением организаций, указанных в постановлении правительств.
По мнению профсоюзов, один из основных показателей эффективности мер господдержки повышения квалификации работников – число созданных достойных рабочих мест в экономике. Напомню, что задача по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020-му году поставлена в майском указе президента от 2012 года. Однако системный подход к решению задачи по созданию и модернизации рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров так и не выработан. В ряде госпрограмм в принципе отсутствует показатель создания высокопроизводительных рабочих мест. Отсутствует комплексный, согласованный между ведомствами план в отраслевом и территориальном разрезах. Порой президент России и ФНПР выглядят единственными сторонами, заинтересованными в реализации майского Указа о создании 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
Система профобразования не способна обеспечить создаваемые рабочие места квалифицированными кадрами, поскольку она поставлена в рамки самофинансирования, выживания, а не повышения качества образования и обеспечения спроса на рынке труда. За последние 10 лет масштабы подготовки квалифицированных рабочих кадров резко сократились. Финансирование учреждений среднего профобразования передано на региональный уровень – несмотря на категорическое несогласие ФНПР.
Что в этой связи намерены предпринять профсоюзы? На наш взгляд, системная работа профсоюзов, как в центре, так и на местах, должна включать в себя: экспертизу государственных программ с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест; участие в обсуждении разрабатываемых и реализуемых в субъектах РФ программ по модернизации и созданию новых рабочих мест на период до 2020 года; активное участие в разработке региональных программ содействия занятости населения и мониторинга их реализации. Итак, экспертиза, анализ и мониторинг – три ключевых задачи на сегодня.
И тогда правительство решило сэкономить на ветеранах труда
С 1 июля с.г. вступило в силу постановление правительства «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно федеральному закону "О ветеранах", люди, награжденные ведомственными знаками отличия, имеют право на получение звания "Ветеран труда" с соответствующими льготами. К сожалению, в последнее время появилось много правительственных инициатив, которые направлены на сокращение социальных льгот. Одна из таких касается нового порядка учреждения ведомственных знаков отличия, собственно министерских наград.
Все награды министерств ранее давали право на получение звания "Ветеран труда". Теперь же каждое министерство должно разрабатывать только один знак отличия. Это сделано для того, чтобы уменьшить количество людей, имеющих право на почктное звание, и усложнить процедуру его получения. В Положении об учреждении ведомственных знаков отличия есть пункт, которым предусмотрено участие представителей профсоюзного выборного органа в составе комиссии федерального органа исполнительной власти, рассматривающей кандидатуры на получение ведомственных знаков отличия. Мы считаем, что если комиссия создана на уровне отраслевого министерства, то в нее должен обязательно входить полномочный представитель Профсоюза.
Правительство дало министерствам срок до 30 сентября для разработки и издания нормативных правовых актов, учреждающих ведомственные знаки отличия. Поэтому мы обратились к профсоюзным лидерам, председателям общероссийских профсоюзов, чтобы они направили письма в соответствующие отраслевые министерства, встретились с заместителями министров, которые ведут вопросы награждения. ФНПР предложила министру труда и социальной защиты Максиму Топилину рассмотреть правительственное постановление в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Профсоюзам требуются квалифицированные кадры
В заключение напомню, что начался новый учебный год, в том числе и в учебных заведениях профсоюзов. Обучение профсоюзных кадров и актива представляет собой разветвленную многоуровневую систему. ФНПР является учредителем двух образовательных учреждений высшего образования: Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского гуманитаного университета профсоюзов. В этих ВУЗах осуществляется обучение как по программам высшего образования (бакалавриата, магистратуры и аспирантуры), так и по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
Ежегодно в эти учреждения и их филиалы направляются представители профсоюзных организаций по рекомендациям общероссийских профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов, а также профсоюзные лидеры для повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, в 39 регионах РФ работают 42 учебных центра профсоюзов, учредителями которых являются территориальные объединения организаций профсоюзов и общероссийские профсоюзы, 12 из них имеют статус межрегиональных.
В 2007 году ФНПР приняла Концепцию формирования единого образовательного пространства профсоюзов. В качестве методического центра для учебных центров профсоюзов был назван Институт профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Для системы профсоюзного образования разрабатываются программы: дополнительные общеобразовательные, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Институт профсоюзного движения осуществляет подготовку преподавателей для системы обучения профсоюзных кадров и актива. В качестве преподавателей проходят подготовку опытные профсоюзные работники, работники учебных центров. К обучению профсоюзных работников и активистов также привлекаются преподаватели вузов, специалисты государственных и иных учреждений, среди них экономисты, юристы, психологи. Учебные центры профсоюзов ведут тщательный подбор преподавателей – это, как правило, кандидаты и доктора наук, опытные тренеры, высококлассные специалисты.
Записал Андрей ПОЗДНЯКОВ