26 марта 2020 года на базе конференц-зала ООО «ОПС «Человек и Закон» Общественная палата Курской области провела круглый стол «Поправки в Конституцию. Практика России и международный опыт».
В мероприятии приняли участие представители Общественной палаты Курской области, депутаты Курской областной Думы и эксперты:
Комков Константин Анатольевич, член Общественной палаты Российской Федерации;
Лазарев Алексей Иванович, председатель Общественной палаты Курской области, Председатель Федерации организаций профсоюзов Курской области;
Терновцов Александр Валерьевич, председатель Комиссии по общественному контролю и реализации избирательных прав Общественной палаты Курской области;
Голоденко Евгений Борисович, член Общественной палаты Курской области;
Куцевалов Андрей Александрович, руководитель аппарата Общественной палаты Курской области;
Иванов Владимир Борисович, заместитель председателя Курской областной Думы 6-го созыва;
Мелихов Валерий Юрьевич, секретарь Курского регионального отделения Партии «Единая Россия», депутат Курской областной Думы 6-го созыва;
Маслов Евгений Николаевич, руководитель исполнительного комитета Курского регионального отделения Партии «Единая Россия», депутат Курского городского Собрания 6-го созыва.
Круглый стол прошел в двух форматах:
— онлайн презентация и обсуждение проекта «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) и доклада «Международный опыт изменения Основного закона страны», которые представил член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, сопредседатель ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод.
— дискуссия участников мероприятия о готовности к общероссийскому голосованию со стороны институтов гражданского общества региона (информирование, просвещение населения, общественный мониторинг, противодействие фейковой информации, экспертная оценка).
Главные задачи, которые должны были разрешить состоявшиеся обсуждения и дискуссия – не только сформировать и выразить мнение профессионального экспертного сообщества о процедуре изменения и обновления конституционно-правового пространства страны с точки зрения мировой практики, но и обсудить вопросы организации и проведения процедуры общественного наблюдения, которая в соответствии с федеральным законодательством призвана обеспечить легитимность предстоящему голосованию и возложена на Общественные палаты субъектов РФ, в частности, Общественную палату Курской области, уже приступившую к формированию пула общественных наблюдателей на предстоящем общероссийском голосовании по принятию поправок.
Представленный Александром Бродом доклад подтверждает, что международная практика внесения изменений в национальные Конституции отмечена большим разнообразием подходов и форм внесения поправок или изменений.
В мире не существует конституций, которые бы их не претерпевали. Так поправки в Конституцию США вносились 27 раз, Франции – 18, ФРГ – 218, Италии – 14, а Индии – более 500 раз.
Александр Брод, подчеркнул: «В вопросе обновления Конституций общего стандарта нет». Каждое государство при выборе процедуры внесения изменений или поправок опирается на свои национальные, правовые, культурные, исторические и даже экономические условия. Тем не менее, экспертное сообщество признает руководящей позицию Венецианской комиссии – консультативного органа при Совете Европы, который занимается вопросами законодательства и конституционного права, согласно которой национальный парламент является наиболее подходящей ареной для принятия конституционных поправок в соответствии с современной идеей демократии. При этом легитимность конституционных поправок может быть усилена путем прямого участия народа в процедуре внесения поправок в конституцию».
Хотя на практике фундаментальное право народа на участие в вопросах управления делами государства, в т.ч. при обновлении Конституции, далеко не во всех государствах реализовано в достаточном объеме.
Член Общественной палаты Курской области Евгений Голоденко отметил: «Нынешний формат разработки поправок к Основному закону, их обсуждение, утверждение и голосование в Российской Федерации успешно встроился в международный опыт и в международное право».
Терновцов А.В., председатель Комиссии по общественному контролю и реализации избирательных прав Общественной палаты Курской области: «Процедура внесения поправок в Конституцию РФ проходит в одном из самых сложных среди применяемых в мире форматов изменения главного закона государства – многоступенчатом, т.к. в процедуре принятия задействовано большое число общественных и политических институтов. К ним относятся обе палаты Федерального Собрания, институты гражданского общества (в т.ч. Общественная палата РФ и региональные общественные палаты), законодательные органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд. С одной стороны, это усложняет процедуру принятия, с другой – значительно увеличивает ее легитимность.При этом российский опыт является еще и одним из самых прогрессивных в мире, т.к. завершающим этапом такой многоступенчатой системы и ключевой точкой отсчета и необходимым условием вступления поправок в силу, является мнение граждан, т.е. процедура общероссийского голосования. Примечательно, что проведение общероссийского голосования является дополнительной процедурой по сравнению с установленным Конституцией РФ общим порядком».
Участники круглого стола согласились, что текущая процедура принятия поправок в Конституцию РФ, в т.ч. вызвавшее большой ажиотаж решение о возможности голосования по поправкам в целом, согласуется с международной практикой и соответствует рекомендациям международных организаций, представленных в докладе НОМ.
Однако факта признания процедуры принятия поправок встроенной в международную систему изменения национальных конституций недостаточно для свидетельства ее легитимности. Очень важно сделать эту процедуру, и, в особенности, этап общенародного голосования, максимально открытым и прозрачным, создать все условия для работы и борьбы с фейковой и недостоверной информацией. Помочь в этом призван институт общественных наблюдателей.
Организация системы общественного наблюдения при проведении голосования – неотъемлемый элемент системы обеспечения легитимности избирательного процесса.
Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов РФ выступают главными субъектами, которые обеспечивают участие независимых общественных наблюдателей в контроле и мониторинге за соблюдением прав граждан при проведении голосования по поправкам в Конституцию. К ним присоединятся и политические партии.
Председатель Общественной палаты Курской области Алексей Лазарев, Председатель Федерации организаций профсоюзов Курской области: «В нашем регионе продолжается работа по организации общественного наблюдения, активно формируется пул общественных наблюдателей. Большинство их них – это люди, имеющие не только знания, но и опыт общественного наблюдения, уже зарекомендовавшие себя как грамотные и беспристрастные, справедливые участники избирательного процесса».
Мелихов В.Ю., секретарь Курского регионального отделения Партии «Единая Россия», депутат Курской областной Думы: «Более 3 000 представителей политических партий Курской области заявили о готовности участвовать в общественном наблюдении».
Подтверждением готовности региона к общественному наблюдению стало подписание соглашения о взаимодействии по организации общественного наблюдения между Общественной палатой Курской области и общественными объединениями, осуществляющими деятельность на территории региона. Подписание соглашения еще не завершено, не все желающие пока смогли скрепить подписью свое желание участвовать в организации наблюдения за голосованием, на сегодняшний день к процедуре мониторинга уже подключились уже более 40 организаций. Сегодня к соглашению присоединились Курское региональное отделение Партии «Единая Россия» и Курское региональное отделение «Ассоциация молодых предпринимателей России».
Еще одним эффективным инструментом легитимности и достоверности станет НОМ и его платформа NOM24.ru, которая в настоящее время является единственной официальной платформой для наблюдения за выборами различного уровня, базирующаяся на технологиях блокчейн, нейронных сетей и автоматических систем математического анализа. НОМ24 – самая подробная информационная карта Российской Федерации, которая в режиме онлайн транслирует и принимает сообщения о ситуациях на каждом избирательном участке РФ. Платформа за последние 2 года успешно зарекомендовала себя при проведении выборов федерального, регионального и местного уровней. О том, как будет обеспечена работа НОМ24 при проведении голосования по поправкам в Конституцию, участникам круглого представил Александр Брод.