802  В итоге Воронежско–Касторенской операции (24 января - 2 февраля 1943) советские войска продвинулись вперёд на 240 км.

  В ходе операции были разгромлены 2-я немецкая и 2-я венгерская армии, всего более 11 дивизий. Вражеские потери составили свыше 83 тыс. солдат и офицеров. Особенно большой урон понесли венгерские войска. Были освобождены крупные промышленные центры: Воронеж, Старый Оскол, Касторное. В результате проведенной операции сложились благоприятные условия для продолжения наступления на Курск и Харьков.

 

60-я армия под командованием генерал-майора И.Д. Черняховского к исходу 6 февраля вышла на подступы к Курску. Группировка оборонявшихся вражеских войск состояла из основных сил 4-й танковой дивизии, части сил 82-й пехотной дивизии и 9-го егерского батальона, переброшенного из-под Брянска, и объединялась под командованием генерала Шнейдера.

Генерал-майор И.Д. Черняховский принял решение овладеть Курском обходным манёвром. С этой целью были созданы ударные группы, одна из которых в составе двух стрелковых дивизий (132-й и 280-й) и 79-й танковой бригады, продвигалась в обход города с севера, другая – в составе 121-й и 141-й стрелковых дивизий - обходила город с юга.

Особенно сильное сопротивление враг оказал на северном и восточном подступах к городу. Тяжелые бои с частыми рукопашными схватками шли весь день 7 февраля 1943 г. Соединения, обходившие город с севера, в этот день перерезали шоссе Фатеж – Курск, 322-я стрелковая дивизия подполковника С.Н. Перекальского и 248-я стрелковая бригада полковника И.А. Гусева завязали бои за его северо-восточную и восточную окраины.

Штурм города начался в ночь на 8 февраля. С первых минут сражение приобрело весьма яростный характер. Однако полки 322-й совместно с 248-й курсантской стрелковой бригадой ворвались к утру в город и начали блокировать один опорный пункт немцев за другим, нарушая огневую связь между ними и уничтожая их поодиночке.

Гитлеровцы в свой черед цеплялись до последнего за каждую улицу и группу зданий, маневрировали силами и наносили неожиданные удары по флангам наступающих. Боевые действия шли с переменным успехом на множестве участков, на которые распалась вражеская оборона. Но Перекальский, хорошо разбиравшийся в этой сумятице, спешил всякий раз туда, где чаша весов начинала склоняться в пользу неприятеля, находил уязвимые места в его укреплениях и наносил затем неотразимый удар.

Он дважды был уже ранен, но не выходил из боя, считая, что не вправе покинуть свой пост, пока держится на ногах. Когда противник попытался перейти в контратаку, командир 322-й стрелковой дивизии подполковник С.Н. Перекальский, руководивший на поле боя частями, с пистолетом в руке и с криком «За Родину!» бросился на врага.

В этом бою вражеская пуля оборвала жизнь отважного командира. С.Н. Перекальскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1943 г. Курский горисполком принял решение об увековечении памяти командира 322-й стрелковой дивизии полковника С.Н. Перекальского, переименовав площадь Мединститута в площадь имени Перекальского и улицу Ямская гора в улицу Перекальского.

Бои за Курск продолжались весь день 8 февраля. К вечеру большая часть города была полностью очищена от врага. В центре города на здании бывшего Дворца пионеров был водружён красный флаг.

9 февраля в город прибыли областные и городские руководители, нормальная жизнь начала восстанавливаться. 10 февраля на площади у драмтеатра (нынешняя филармония) состоялся многотысячный митинг, на котором жители Курска постановили активно работать на восстановлении родного города. С балкона здания выступил командующий 60-й армией генерал Черняховский. Иван Данилович поздравил жителей с освобождением от немецко-фашистских захватчиков.

Советские войска во время штурма Курска захватили большое количество трофеев и среди них многочисленные склады с боеприпасами и продовольствием. Было убито 1040 вражеских солдат и офицеров, уничтожены 4 танка, 44 автомашины, 5 миномётных батарей, 11 дзотов, захвачено 44 орудия различного калибра, 16 танков, 438 автомашин, 30 складов с боеприпасами, продовольствием, обмундированием.

В обращении к руководству страны, принятом на общегородском митинге трудящихся Курска, говорилось: «Мы знали и верили, что настанет час, когда над стенами древнего русского города Курска вновь взовьётся наше родное советское знамя»