Вопрос: 20 декабря Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон об организации дорожного движения, который дает большие полномочия в этом вопросе местным органам власти. Что конкретно изменится?
Отвечает старший помощник прокурора города Курска Наталия Шайкина: Действительно, 28 декабря 2018 года на территории Российской Федерации вступит в силу вновь принятый Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об организации дорожного движения).
Указанный Закон впервые устанавливает единые для всей страны правовые основы транспортного развития территорий, организации дорожного движения, определяет компетенцию различных уровней публичной власти: федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основной целью правового регулирования является обеспечение эффективности организации дорожного движения, снижение экономических потерь за счет повышения пропускной способности дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области организации дорожного движения отнесены: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий.
На основании ст. 11 Федерального закона об организации дорожного движения в качестве основных мероприятий по обеспечению эффективности организации дорожного движения, выполнение которых возлагается в том числе на муниципальные органы, является повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок; оптимизацию циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление; развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов; развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог).
Федеральный закон об организации дорожного движения устанавливает гарантии для автолюбителей и пешеходов при ремонте и реконструкции автомобильных дорог.
В частности, при реконструкции и ремонте участков дороги проезжая часть может быть закрыта для проезда не более чем на 50 процентов. В случае необходимости закрытия более чем на 50 процентов должен быть обеспечен объезд данных участков дороги. Устройство ограждений для ремонта допускается не раньше, чем за три календарных дня до начала работ. При этом установка ограждений при отсутствии договора, определяющего сроки выполнения ремонтных работ, не допускается.
Федеральный закон об организации дорожного движения впервые устанавливает на общероссийском уровне требования к платным парковкам, предоставляя органам власти субъектов Российской Федерации полномочия по введению запрета на платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.
У органов государственной власти и местного самоуправления имеется в запасе почти год для разработки и принятия собственных нормативных актов по организации дорожного движения.